Наш отпуск =)

Идея данного охода возникла давно. Еще даже до полного исхождения ботинок на Таганае, но на это нужно было больше чем 3-4 дня. Дорога тока вообщем занимает около суток туда и обратно. Величественные хребты национального парка Зюраткуль манят к себе с самого первого просмотра фотографий тех кто там был. Там очень красиво, Таганай по сравнению с этим просто детский лепет. Красота гор практически всех полуторотысячников манит и просто обоготворяет что ли.... не замечаешь как летит время, как день сменяется ночью, как пролетаешь в день по 25-30 порой км, когда в других местах никогда такого с таким весом иы не пробегали если тока налегке. Но это только предисловие =).

Катавка

Добирались конечно самым смешным макаром. Хотели изначально доехать до поворота на г.Бакал - это самый быстрый и удобный способ. Но не уточнив какое время пишется в расписании московское или местное, приехали по московскому оказалось зря ... Автобус ушел 1,5 часа назад, все что осталось это электричка до Кропачево. 4,5 часа пути до Бердяуша оттуда в Сатку оттуда в Бакал, и наконец поселок Катавка - наше начало маршрута.
Первую ночь ночевали недалеко от Катавки. Буквально в 500 метрах от окраины. Обусловлено это было одной истории: по приезду в Бакал с нами разговорился один дядя (по другому его не назовешь) , был он выпившим и не сильно многословным. После непродолжительного разговора, обсуждения наших карт (то они нравятся ему то не нравятся), диких рассказах о черепах в его охотничьей избушке. Он начал кому то постоянно названивать, кипишить что то бегать куда то... Мы недолго думая и понимая что дело к вечеру и вставать на ночевку в Бакале никак низя, быстро поймали такси и угнали в Катавку получив напоследок от него :"Могли бы и бесплатно уехать!". Поэтому общим мозгом было принято решение о всеобщей эвакуации ибо дядя подавал признаки нарастающей шизофрении и прогрессирующего психоза на фоне недополучения пиздюлей. Поэтому отклонившись от курса ночевали в полуболоте, в полулесе...

лес близ Катавки

Утром следующего дня проснувшись спозаранку (в 6,30) ... что для меня в принципе не мысленно... позавтракав ринулись в путь. Только вот в чем дилемма: а куда идти то? Мы же это первый раз тут... Ориентируясь по рукописи (любезно предоставленной мне Михаилом Немудрым), компасу и карте мы заблудились) Проплутав часа два по лесу ... пройдя и вернувшись практически на тоже место до нас дошло! Тут же магнезит! И попав на одно из таких мест наш маленький и симпатичный компас начал посылать то налево то направо... С горем пополам женская часть группы (в лице меня одной) уломала мужскую часть населения (в лицах Ромки и Рериха) докопаться и подробно расспросить хотя бы направление пути.
Все трудности с переводом (с пьяного лыконевяжущего языка) мы прошли и наткнулись на очень милую женщину которая нам подробно рассказала куда нам идти (в хорошем смысле этого слова).
И все начался перевал через хребет Большая Сукан (а на карте Большая Сука ). Проходили мимо скальных останцев, заглядывались на каменные россыпи курумников на вершинах хребта... красота! Ну и не обошлось без моего нытья (я не люблю подьемы особенно после годового перерыва), натертых ног (новая обувь давала притирку), и опять блужданий не там... благополучно начав наконец таки спуск с хребта мы все так же благополучно проморгали поворот в долину реки Малая Сатка... пройдя траверсом почти 10 км и находясь между Малым Уваном и Большим Уваном (вроде так) и наконец то поверив мне что на карте есть градусы о_0, измерили гпсником координаты поняли что ушли то совсем не туда...
Возвращение оказалось очень быстрым на стволе деревьев все чаще иначе стали замечаться заточки когтей медведей, поэтому не знаю как все но уже просто летела! Я ж их боюсь как никак!
Уже на Малой Сатке сделали привал, поели, мальчики чинили, латали свои испорченные и намокнувшие стельки, ведь утром была роса вся трава мокрая высота её ну с мой рост порою .

Судя по нашей рукописи - путеводителю от Малой сатки до Фонтана нам осталось пройти буквально 20 минут, но видимо мы какие то метеоры и пролетели за 10 но это не суть важно) Возле так называемого фонтана (это труба торчащая из под земли откуда бьет вода, а зимой образует причудливые формы) встали на ночлег. Есть хорошее оборудованное место, где по всей видимости празднуют НГ жители окрестных городов типа Ебурга, Магнитогорска, Челябинска, Копейска
Решив найти подъем на Уван (высота 1222 м) и сходить за водой мужики выдвинулись к самому фонтану, предварительно вручив мне в руки топор (типа если что махай) и дав наставления : "Увидишь медведя кричи!". Спустя примерно 10 минут вокруг нашего лагеря начали хрустеть ветки и со страху с топором в руках выбежала на дорогу, конечно начала орать что есть мочи , но шум "Фонтана" видимо заглушал мой крик они (сволочи такие меня не слышали). Побежала в их сторону. в свою очередь те увидев меня с начало вообще подумали что это медведь и сами испугались не на шутку ! ну да в камуфляже я видимо на него сильно смахивала (маленькая, и широкая, комок то на 3 размера больше меня). Пройдя идентификацию друг друга отчаянные искатели тропы показали мне свежие медвежьи следы... Вот тут то мне и стало плохо... На ночь оставили горящим костер, не стали кушать и легли спать. Ночью практически все не раз просыпались от разного рода шума и даже человеческой поступи. Как потом на кардоне сказали лесники скорее всего браконьеры ибо сейчас сезон медвежат.

Уван

Утром позавтракав наспех выдвинулись в путь. Еще вечером у Ромки заклинило что он хочет подняться на Уван, гора считаться опасной по подъему идти туда с рюкзаками бес мысленный бред. А оставлять их тут тоже чревато, да и я набила с непривычки веса такого нижним крепежом себе немаленькие синяки на тазу. решено было дойти до кордона "Олимпиев".

Путь следовал дальше по дороге от Фонтана до дороги на поселок Сибирка. Во время движения были замечены очередные свежие следы медведей и по всей видимости медвежат вдобавок. По словам все тех же работников кардона медвежата сейчас как котята бегут играться, ласкаться а за ними следом бежит их мама... Но с мамой их играть нельзя она это не умеет .

Дойдя до самого кордона мужчинки оставили меня на попечение молодому сотруднику парка (имя я так и не узнала), который сначала косил траву без рубашки (кого соблазнить пытался? ), а потом в течении нескольких часов точил лясо и слушал байки что мы из Сатки. Просто у них жителям Сатки скидка на посещение парка а раз уж мы сами к ним пришли то и платить не хочу много =) . Прошло примерно 5,5 часов прежде чем мои мужчинки ушедшие покорять Уван вернулись довольные и начали рассказывать все приключения которые они преодолели.

Ушли они как и пологается юным натуралистам с двумя ножами и полторашкой воды. Вернувшись обратно до фонтана, заметили совсем свежие медвежьи следы. Подъем занял у них пару часов. Во время которого были обнаружены следующие находки: берлога (2 шт.), медвежьи следы (много штук), точилка медвежья - береза (1 шт. - большая, много штук - маленьких). Добравшись до вершины решили отрапортовать нам что они уже на месте но связь там подводит. Практически ни один оператор не работает . Тогда решили подавать дымовые знаки но мы их не видели( . Спуск их прошел достаточно трудно из-за курумников которые имеют свойство убегать из под ног, так что я не пожалела что пошла.

Вечером решили сходить в горную баньку. Знаете такая отличная вещь! Фонарики, печка, жар и еловые веники. Отмылись, постирались, уснули. Проснулись мы от звука мотоцикла проезжавшего мимо нашей палатки. Это приехал наш лесник привез нам те продукты которые мы попросили: 1,5 пива, килограмм конфеток сосательных и хлеб. этот же лесник вообще очень удивился тому что мы сунулись на перевал, по его словам сейчас это очень дикая зона. Оказываться большая часть диких зверей водиться именно там и близ самого Фонтана. "Как?" - грит - "Вы на них не наткнулись?". Это была единственная ночь когда мы просто спали и ничего не боялись.

Хребет Средний Нургуш

Двинув в сторону хребта Нургуш, посетили несколько местных достопримечательностей. Один из них "Кипящий Ключ". представляет собой родник, колодец и кучу воздушных пузырьков выделяющихся из под земли. От сюда и название: Кипящий Ключ, вода как будто кипит или начинает закипать). Река большая Калагаза, на самом деле Малая Калагаза, Средняя Калагаза и собственно Большая это все одна река просто разные названия . Сразу за ней начался подъем на перевал хребта. Подъем плавный, но не затяжной так что я ныла меньше чем обычно (хотя у меня нытье вообще в крови). По пути следования встречались старые стоянки людей (жалко что не неолита, а всего лишь прошлого года), старые сломанные горнолыжные очки, и уазик лесников которых мы при подъеме на само плато и встретили.

Практически на вершине перевала от дороги отходит тропа на верх. Вот она тропинка ведущая на самую высокую точку Челябинской области г. Большой Нургуш (1406 м). Лента ведущая нас на одну из самых красивых вершин тянется через лес, густой, еловый, вкусно пахнущий и с видимыми признаками частого посещения сие места человечеством. Сначала после преодоления н-ого пути и выбравшись из леса попадаешь на плато. Знаете как поле да только на высоте 1200 метров практически. Ну и с каменной насыпью слева. Ветер дует ужасный сносит с проложенного маршрута глазами на пару метров точно. Затем обходя каменную насыпь (высота её примерно метров 30, но не меньше это точно). Попадаешь на россыпи кажушихся когда они на верху "маленьких камней" - булыжников больше несколько взятых вместе человек. Идешь по меткам стараешься найти тропу, это огромные хранители времени таят в себе массу опасностей. Они могут шевелиться, среди них растут маленькие деревья которые выбираються на солнечную сторону и образуя полость среди расщелин. Не дай бог туда упасть. Пройдя эти каменные реки, создается ощущение что вообще идешь по горе. Нургуш - это большой холм там нет высоких острых скал, которые рождаются в мыслях при слове "гора", нет той неприступности когда представляешь Эверест. Он как такая детская сказка когда вспоминаешь свои первые восхождения на небольшие холмики и покорение миниатюрных (для нас сейчас) скал, он такой детский и мощный, тянущий к себе и умиротворенный...

на плато Большой нургуш

Вершину венчает небольшая горстка камней и несколько гранитных плит разного содержания. Одна из них посвящена маленькому мальчику из Сатки который пропал при восхождении на Нургуш. Остальные выставлены в честь покорения этой вершины. Вот не лень же было пилить на это вершину перфоратор и генератор ! Дальше теряясь среди курумника тропинка уводит нас вниз по хребту в сторону озера Зюраткуль - жемчужины Урала.

Время было достаточно позднее, около 21,30 когда мы начали спуск. Аккуратно спускаясь с курумника, без жертв все равно не обошлось( . Я удачно приземлилась на свою пятую точку. потеряв тропу, снова найдя её зашли в лес. Лес оказался реликтовым и достаточно жутковатым. Ели стоящие без иголок, поваленные березы и тишина... Оказывается этому лесу больше 200 лет и он просто частично "отмирает", но все равно жутковато. Дойдя до стоянки наш ждали еще несколько подарков: оставленные кроссовки, череп какого то зверья, и оставленная поварешка. Последнее же тот час было переоборудовано в свинцоплавку, проходя которую свинец принимал жидкую форму и заливался в уже заготовленные формочки стрел. . Около костра сушились стельки(покупные и березовые, сделанные на стоянке у фонтана), кроссовки, берцы. Ночка была на удивление теплой.

На следующий день закончив спуск, и выйдя к болоту поблагодарили бога, что не было дождя мы бы точно тогда вымокли насквозь. Дальше было просто, мы просто шли как указывала наша рукопись - путеводитель, вдоль озера, мимо Шаровского кордона к поселку Зюраткуль. На этом казалось бы, должны были закончиться наши приключения но не тут то было. Узнав что уехать отсюда общественным транспортом никак не получиться дабы он тут совсем не ходит. Пытались поймать попутку, но то жена в машине завизжит, то нас слишком много да и с рюкзаками... Посмотрели на хребет Зюраткуль, побегали вброд через реку Большая Сатка, наблюдали как ловят рыбок в местах где их разводят и за какую сумму.

Рыбка

Об этом кстати по подробнее. Есть там место прям около дороги, небольшая заводь и там разводят рыбок... А рыбки то не простые! А осетр млин! А вдругой карп.... Можно в этом месте и порыбачить но за отдельную денежку, 200 р . просто поймать и отпустить осетра, и 500 р за штуку. А карп 100 поймать отпустить, 250 р. за кг. Вообщем полное издевательство над рыбалкой.

Узнав во скока пойдет маршрутка увозящая работников из Эко-Парка Зюраткуль, вечернюю мы оказывается успешно проморгали с возгласом:"Ой а тут еще видимо маршрутки ходят!", встали на ночевку. Солнце садившееся за хребет Зюрактуль, дождь несшийся на нас но неожиданно свернувший на Большой Нургуш, детишки из десткого дома Кусы, которые стояли рядом с нами. Все это делало вечер таким ленивым)
Утренний туман покрывал озеро только по краям, сам поселок проваливался в белоснежном клубе густого тумана словно в снегу. прилетев просто на дорогу стали упорно ждать нашу спасительницу маршрутку! И вот она! Все наши похождения на этом, в царстве величественных гор Урала на этот раз закончились) Я думаю мы еще вернемся сюда. Ведь такая красота не может не манить. Вперед к новым приключениям!

Озеро Зюраткуль Озеро Зюраткуль

хребет Нургуш - самый высокий хребет в Челябинской области. Средняя высота 1200 метров, максимальная 1406 метров. Хребет расположен на территории национального парка "Зюраткуль".
Зюраткуль - высокогорное озеро расположенное на высоте 724м и окруженное множеством горных хребтов.