Отпуск на южном Урале, Часть 1 - Зюраткуль и Нургуш

Давно очень хотел побывать на озере Зюраткуль и окружающих его горных хребтах, среди которых самая высокая точка Челябинской области вершина большой Нургуш (1406м). И вот совместив с друзьями неделю отпуска, мы решили выбраться в горы южного Урала, взяли продуктов на два мини похода по 3 дня и выдвинулись покорять новые для нас места. Четких планов и расписания у нас не было шли отдохнуть на природе. Сначала хотели посетить большой Нургуш и большой Иремель, как самые высокие в национальном парке Зюраткуль, но получилось так, что вместо Иремеля мы побывали в другом национальном парке. А теперь напишу обо всем поподробней.

День первый

Хребет Зюраткуль

Выдвинулись из Екатеринбурга в субботу 22.08.2009 около 8 утра, дорога заняла 5-6 часов (время и расстояние в этом «походе» специально не фиксировались, поэтому все цифры примерные) и прошла без приключений. Парк начинается с КПП, где продаются билеты 40р – за человека и столько же за машину, но эти билеты у нас никто не проверял. Далее несколько километров грунтовой дороге и мы оказываемся в поселке Зюраткуль на берегу одноименного озера, где мы наблюдали просто толпы людей приехавших отдыхать. Первым делом начали искать стоянку для машины на несколько дней пока мы будем ходить по лесу, на базе отдыха Зюраткуль стоянка стоит 100р в сутки, что показалось мне слишком дорого и тогда мне посоветовали ехать на Китовую пристань, где стоянка дешевле. Но по пути на Китовую пристань к нашему большому удивлению была встречена бесплатная охраняемая стоянка, где мы и была оставлена машина.

На улице было не жарко и озеро нас совсем не заинтересовало. Первым делом направились по самой популярной тропе на хребет Зюраткуль, куда идут практически все отдыхающие, где мы сильно выделялись из-за своих походных рюкзаков забитыми палатками, спальниками и продуктами на 3 дня. Постоянно выслушивали удивленные комментарии о ночевке, о том, что мы на парашютах с горы спускаться будем и множество других. Ни одного туриста по пути на хребет мы не встретили. Половина пути до вершины выложена досками, дальше встречается много участков с грязью, только последние несколько десятков метров начинается курумник (каменная осыпь).

Восхождение на хребет Зюраткуль можно рекомендовать всем посетителям это парка, так как подняться туда сможет даже неподготовленный человек, на вершине были замечены дети. Вид сверху на озеро и окрестности открывается очень живописный.

Типичная дорога для этих мест

Насмотревшись на пейзажи с высоты и перекусив мы двинулись в направлении нашей главной цели – горе большой Нургуш, решили спуститься и идти по азимуту до ближайшей тропы которая ведет на Нургуш. Сначала долго спускались по курумнику, потом шли несколько километров по лесу, пересекая множество ручьев текущих с хребта в озеро. Перед поездкой мы думали, что в августе будет сухо, но в этом мы сильно ошиблись. Тут нас ждали первые вымокшие ноги, при походах по горам южного Урала надо обязательно использовать непромокаемую обувь. Такие выводы мы сделаем в этом походе еще много раз.

После несколько часов скитаний по лесу выходим на тропу, сейчас самым желанным для всех является найти место для лагеря, что бы развести костер, погреться высушить обувь и поужинать. Встречаем группу туристов стоящих лагерем около тропы. Они говорят нам, что вдоль озера идет сильно заболоченная дорога, которая ведет на Нургуш, уставшие идем по этой дороге в поисках подходящего места для ночлега. Через пару километром находим подходящее место. Стоянок на берегу озера много видно, что тут часто бывают рыбаки. В первый день довольно сильно устали и решили в будущем ходить только по тропам.

День второй

Малина

Целью второго дня было подойти как можно ближе к большому Нургушу, что бы в следующий день налегке подняться на вершину. И мы двинулись вдоль озера сначала по тропам наезженным машинами рыбаков, вскоре вышли на хорошую грунтовую дорогу и дошли до реки Кыл. Далее у нас было две дороги на выбор хорошая грунтовка с крюком несколько километров или тропа напрямую через болота, так как не все у нас в подходящей обуви мы выбираем хорошую дорогу в обход, но как оказалось в будущем без болот до Нургуша не добраться. Еще мы не обнаружили тропы обозначенной на карте и крюк пришлось делать еще на несколько километров больше, в итоге мы обошли весь хребет Москаль. По пути были встречены две девушки налегке ходивших на Москаль. Радует большое количество малины в лесу, можно просто идти по дороге и собирать сладкую дикую малину.

И вот через несколько километров начинается самая неприятная часто нашего похода, начинается непрекращающийся дождь, тропа превращается в узкую тропинку с мокрой травой в рост человека, а позднее дорога больше похожа на болото. Но нас ждет Нургуш надо идти вперед. К вечеру уставшие добираемся до большой и хорошо оборудованной стоянки у подножья горы. Дождь все не кончался, в этот вечер я долго сидел у костра и досушивал свои ботинки.

День третий

Вид с Нургуша

Утро порадовало нас отличной солнечной погодой очень подходящей для предстоящего восхождения. Позавтракав кашей со сладкой лесной малиной и спрятав тяжелые рюкзаки в лесу, мы налегке направились покорять высочайшую вершину Челябинской области.

Когда закончился лес, нашему взору предстал сказочный пейзаж озера Зюраткуль и окружающих его гор, которые сверху кажутся совсем небольшими. В дополнение к ясному небу и солнцу под ногами было просто ковер из черники, которая просто скрипела под ногами, когда на нее наступаешь. Черники тут было еще больше, чем малины в лесу. В результате подъем периодически прерывался неконтролируемыми остановками для поедания черники, от этого занятия было трудно оторваться. Так же изредка встречалась брусника и какая-то другая ягода похожая на чернику, названия которой мы не знали, поэтому не ели ее. Курумника на горе мало и большая часть большого Нургуша покрыта травой, где очень много черники. Чем выше мы поднимались, тем более живописные пейзажи представали перед нами, в эти минуты понимаешь, что ради этой красоты стоит пройти через все эти болота и долгие часы под дождем.

На Нургуше

Тут всем хочется сфотографироваться и после одного удачного прыжка все хотят сфотографироваться в полете, чем мы и занимаемся продолжительное время.
На вершине нас ждал флаг, множество надписей выложенных из камней и памятная табличка о мальчике который пропал при восхождении на Нургуш. Вдоволь нафотографировавшись мы перекусили и довольные двинулись обратно к нашим рюкзакам. Для меня это были самые яркие впечатления в этом походе.

Дождь больше не шел, идти обратно было веселей. Чувствовалась только нехватка продуктов, так как мы рассчитывали вернуться в этот день к машине, но придется еще одну ночь провести в лесу. Сейчас мы решаем идти напрямую по тропе, которая идет через болото, там нам пришлось очень много попрыгать, но это было намного быстрее, чем идти в обход по дороге, которой мы пришли. В итоге мы почти дошли до стоянки, где ночевали в первый день и заночевали на берегу озера.

День четвертый

Кто-то не доехал

Единственная еда, которая у нас осталась это рис, из которого мы сварили на завтрак кашу и всю ее съели с сахаром. Ночью опять начался дождь, а небо затянуло облаками. Мы очень были довольны, что так удачно попали в ясную погоду на вершину и даже радовались, что дождь идет сейчас, а не вчера. Оставалось только дойти до машины. Дорога вдоль озера очень размыта, но после болот в лесу это совсем не кажется для нас препятствием. По дороге мы встречаем на дороге брошенный уазик, намертво засевший в грязи, до сих пор удивляюсь, как он решился туда ехать. К обеду выходим к машине, бросаем там рюкзаки, переодеваемся и идем в местную кафешку «Луговое». Все очень голодные, но кухня там совсем не впечатляет.

По плану у нас теперь Иремель, но погода не радует, у некоторых на ногах мозоли и мокрая обувь. Мы решаем сходить на «Китовую пристань» (это такой «Диснейленд» в миниатюре на озере Зюраткуль) и ехать домой в Екатеринбург, что бы отдохнуть денек дома и там решить, что делать дальше.

Другие фотографии можно найти в фотоальбоме

В продолжении ждите фотоотчет о посещении «Китовой пристани» и рассказ о том, как мы не доехали до дома и наших похождениях другом национальном парке до которого мы доехали.

Зюраткуль - национальный парк расположенный недалеко от г. Сатка Челябинской области, в 200 км от Челябинск. Парк был создан в ноябре 1993 года.
хребет Нургуш - самый высокий хребет в Челябинской области. Средняя высота 1200 метров, максимальная 1406 метров. Хребет расположен на территории национального парка "Зюраткуль".
Зюраткуль - высокогорное озеро расположенное на высоте 724м и окруженное множеством горных хребтов.